Приветствую Вас, уважаемые читатели! Сегодня мы пообщаемся с известным калужским фотографом, Марией Минаковой!

Мария, здравствуйте! Начнем, наверное, с самого основного – «коротко о себе».

Меня зовут Мария. Фотографией занимаюсь, если брать официальную часть, то примерно года три. Как и у многих фотографов, получается, что хобби перерастает в работу.

А с чего у Вас началось увлечение фотографией?

Вы знаете, я часто читаю на сайтах, как многие пишут о том, что увлекаются фотографией с детства… Если я скажу, что увлекаюсь фотографией с детства, то это будет неправдой. Хотя, ещё в детстве я наблюдала, как папа фотографирует, но сама не фотографировала. Мне было интересно, как он проявляет снимки. Смешивает одно с другим, и потом, когда кладёт бумагу, фотография проявляется. Надо было сидеть в темноте, сидишь, смотришь и ждешь… Вот-вот … сейчас появится … и картинка проявляется. Это было настолько завораживающе.

Само увлечение фотографией началось, когда попал в руки фотоаппарат. Тогда это были первые мыльницы, хотелось, что-то попробовать, поэкспериментировать. Наверное, не только я, а многие начинают тренироваться на пейзажах, на своих родных и друзьях, на домашних любимцах.

Для меня фотография - это искусство, это больше, чем просто зарабатывание денег, ставя все на поток. Вот я буквально недавно видела рекламу в одноклассниках: «100 фотографий за 500 рублей». Сто фотографий - это на самом деле много. Если брать, просто серию снимков, когда поставил человека и отснял, как он поворачивает голову, то тут ничего сложного. Но от этого качество страдает. Если брать сто фотографий, более художественных, то это большой объем работы. На мой взгляд, тут уже цена не соответствует, и такого рода объявления в социальных сетях убивают саму фотографию, с точки зрения искусства и, в добавок, очень удешевляют труд других фотографов… Когда люди видят такие объявления, то сразу говорят: «А почему, он может, а ты не можешь?». И ты начинаешь объяснять, почему так.

Мария, можно сказать, что Ваш интерес к фотографии проявился благодаря папе?

Я думаю, что да. Папой скорее были заложены основы. А потом, на какое-то время, это все пропало. Появились какие-то свои новые интересы. И уже в более осознанном возрасте, когда появился свой первый собственный фотоаппарат. А дальше все сама - по книжкам, по видео урокам, по фото курсам. Постоянно езжу на мастер-классы, чтобы поднять свой уровень. Вообще, у нас много очень хороших фотографов, которые делятся своим опытом. Когда приезжаешь после очередного мастер-класса, то это как пинок, «золотой пинок», чтобы действовать, чтобы идти вперед. На какие-то вещи начинаешь смотреть по-другому, то есть: «Я раньше вот этого не замечала. А тут можно немного по-другому сделать. А тут, действительно, свет как-то по-другому падает». Какие-то эксперименты начинаешь делать. Я считаю, что когда занимаешься фотографией, то надо постоянно в себя вкладывать. Не только в технику. Можно и на iPhone снимать красиво. От техники, конечно, зависит свой процент успеха. Но, если "не видишь кадр", то какая бы техника не была, шедевр снять не получится. Даже если и снимешь что-то и выложишь в социальную сеть, то увидишь, что тебе лайки не ставят, потому что это не интересно. К примеру, друг выложил фотки. И мы сидим, листаем, листаем, больше секунды на фотографии не задерживаемся. Нравится или нет, и пролистываем дальше. И если, вдруг, задержался на секунды три, значит, фотография зацепила, вот тогда, значит, фотография чего-то стоит.

Мария, раз уж у нас зашла речь о технике, то хотелось бы спросить. Часто бывает такое, что когда молодые заказывают свадебную фотосъемку, то они предварительно встречаются с фотографами, и некоторые фотографы в качестве своего плюса говорят, что они лучше других, потому что у них техника дороже. Это действительно так, что лучше заказать фотографа, у которого техники на полмиллиона, чем того, у которого на двести тысяч. Или же всё зависит от профессионализма?

Я считаю, что всё зависит от профессионализма. Когда ребята выбирают фотографа, то надо смотреть на его работы. Зайдите на сайт, зайдите на страницу в социальных сетях, почитайте отзывы. Большой процент отзывов такой, что там не просто похвалили, потому что попросил знакомый, а потому что человеку действительно понравилась та или иная работа. Например, когда мне делали сайт, то вставляли отзывы с одноклассников, то, что люди действительно сами писали. Я никогда не прошу, чтобы написали специально. Может быть, в начале своей карьеры, когда только-только начинаешь, то нужны отзывы, какие-то положительные характеристики. Тогда ещё можно как-то попросить друзей написать. Но опять же, если человеку нравится, как работает фотограф, он это сделает сам, а если не нравится, то он и не будет этого делать. Скажет, к примеру: «Ну, мне некогда... Давай в другой раз...». Наверное, не мне учить наших читателей, как разбираться в отзывах. Сразу видно, когда человек пишет от души, и когда человек, хвалит для галочки.

Смотрите на работы. Вы зашли на сайт, посмотрели: «Ну, мне нравятся такие вот фотографии. Я хочу точно такие же.» Встретьтесь с этим фотографом. Встреча ни к чему не обязывает. Нужно познакомиться, потому что, работа, может быть, и понравилась, а сам фотограф, может и не понравится: то есть, вам будет не комфортно с ним общаться, находиться рядом. И потом, это обязательно отразится на съёмке: если вам не комфортно с этим человеком, то вы не раскроетесь, вы не покажете свои эмоции; если же фотограф понравился внешне, по общению, то я думаю, что следующим этапом будет обсуждение деталей заказа.

Удобнее всего заказать пробную съемку – ту же LoveStory. У некоторых фотографов LoveStory входит в пакет услуг, у некоторых - отдельно. На самом деле, это не такая большая сумма, да и договориться всегда можно. На съёмке LoveStory, вы посмотрите, как человек работает. Тут пока не попробуешь, то не узнаешь. Есть такой момент, что когда мы приходим знакомиться, то мы естественно хотим показать себя с хорошей стороны. А в работе, может, человек проявит себя как-то по-другому. Кстати, именно фотографы в работе проявляются более открыто, становятся такими, какие они есть. Вы можете сделать пробную съемку, посниматься, посмотреть. Это и для фотографа будет в плюс, потому что он уже будет понимать, что на той же свадьбе от него хочет клиент, и сама пара будет понимать, как повернуться, как встать, что сделать...

Бывали случаи, не со мной, славу богу, что фотографии отрабатывались, всё получалось здорово, но когда отдавались работы, то люди говорили, что больше не будут работать с этим фотографом. Людям было некомфортно: «Спасибо, всё замечательно, фотографии хорошие, но больше обращаться не будем».

К примеру, бывает репортажная съемка, бывает постановочная. Кто-то говорит, нам нужна, только постановка, нам репортаж не интересен. На мой взгляд, репортаж более интересен, чем постановка, потому что получаются более живые фотографии. Такие кадры очень интересные, эмоциональные, яркие, живые. Постановочные фотографии, конечно, тоже нужны. Как говорят «фотка для мамы с папой», чтоб можно было повесить в рамку.

Есть, конечно, фотографы, которые занимаются только репортажной съемкой, есть и те которые только постановочной, репортаж они не очень любят. У каждого своё мнение. Поэтому я советую, чтобы попробовали именно поработать с фотографом, а потом уже решали, заказывать или не заказывать.

Мария, а бывали ли у Вас какие-нибудь неординарные случаи, казусы при свадебных фотосъемках?

Сейчас… я пытаюсь вспомнить… Самое страшное, это когда сядет батарейка. Фотоаппарат выключается и всё. Именно на свадьбе не вспомню, а вообще при съемках бывало.

Как и обычно, у меня было три аккумулятора. Один из них был выходной, который очень долго держит зарядку. Съемка была на улице, летом. Весь день снимали, и доступа к электричеству не было. Я, как положено порядочному фотографу, зарядила все аккумуляторы. Фотоаппарат мне показывал, что все хорошо, можно идти спокойно. И получается так, что я вставляю первый аккумулятор, а на фотоаппарате горит всего одно деление. Думаю: «Ну ладно». Полчаса поснимала, и он вырубился. Я не переживаю, у меня ещё 2 аккумулятора есть. Второй вставляю, а у меня там два деления, он поснимал и через час вырубился. И у меня остается один аккумулятор. Я понимаю, что зарядиться негде и мне придется, как-то что-то делать. В общем, третий аккумулятор прожил почти до конца съемки. Остается один человек, которого осталось дофотографировать. И тут, вырубается последний аккумулятор. А я же не могу сказать человеку: «Мы не будем фотографироваться...». Он весь день ждал, помогал, везде участвовал. И тут я вспоминаю, что мне кто-то говорил, что аккумуляторы надо подержать в тепле, и они подзарядятся немного. И вот я держу аккумулятор в руке возле костра, так сказать на костре грею. И тут аккумулятор действительно ожил, и загорелось одно деление. И мы буквально полчаса успели отснимать, и он снова отключился. И я думаю: «Фух… как хорошо… слава богу, что всё обошлось».

Ещё бывают смешные моменты, когда снимаешь серию снимков, тот же репортаж. И когда люди между собой общаются, поворачиваются, получаются смешные выражения лиц. Многим это не нравится, говорят: «Не надо. Удалите. Не показывайте». А на самом деле, это так мило. Во время переезда с места на места, смотришь отснятый материал, и от этих кадров у меня всегда бывает улыбка. И мне кажется, что надо, наверное, собирать такие фотографии, чтобы потом открыть свою выставку, на 1 апреля, к примеру.

Мария, а какой была Ваша первая профессиональная свадебная фотосъемка?

Я очень переживала, когда у меня была первая съемка. Это был неполный день съемки. Мы с ребятами часа 4 проработали. Был, как обычно, ЗАГС и небольшая прогулка. Ребята были очень-очень молодыми. Жениху было 17, невесте примерно так же. Очень интересные ребята. Такие добрые. Мне они очень понравились.

Отстранюсь немного от вопроса… Когда я встречаюсь с парой, обговариваю свадебную съемку, то тоже смотрю, понравятся ли мне люди, будет ли мне с ними комфортно работать. Если я понимаю, что мне будет некомфортно, то я стараюсь отказаться, чтобы и себе хуже не делать, и ребят потом не разочаровывать. Я просто переживаю за тот момент, что если мне будет некомфортно, то я не смогу выложиться на 100%. Я тоже живой человек, и у меня иногда эмоции бегут впереди меня.

На первой свадебной съемке получилось очень даже весело. Их мама была очень такая активная женщина - организовывала ребят. В силу того, что они очень молодые, у них немножко понятия о жизни, о подходе к делу, тоже другие. Я всегда вспоминаю себя, какой я была в этом возрасте, чтобы мыслить примерно одинаково. И вот их мама постоянно подгоняла: «Так давайте сюда становитесь! Тут… Тут… Тут» В общем она была моим помощником. Я только: «Да, да… Всё правильно. Сюда идите!»

У меня было волнения, наверное, больше чем у них самих. Хотя я ходила серьёзная такая: «Я всё знаю, я всё умею».

А вот помимо технической составляющей подготовки к свадебной фотосъемке, у Вас есть ещё какая-то? К примеру, какой-то свой ритуал?

Я, наверное, за неделю начинаю настраиваться, что у меня будет свадьба, что мне нужно работать. Это больше эмоциональный настрой себя.

А когда с ребятами встречаешься, то обычно проговариваешь места. Для меня, как для фотографа, важны места, куда мы поедем, что будем делать, чтобы не потратить много времени на переезды. При встрече лучше всё это обговаривать. Многие бывает, когда приходят на предварительную встречу, то говорят: «Вы нам посоветуйте, и мы так сделаем». Я могу посоветовать, но опять же, это мое мнение, грубо говоря, это я этак хочу, это я так вижу. Для меня важно, чтобы последнее слово оставалось за ребятами, за клиентами. Чтобы они сказали: "Вот Вы знаете, у нас есть такое место, где мы первый раз поцеловались. Давайте туда поедем и сделаем там красивые фотографии». Я буду только рада. Фотография остается у ребят на память в их альбоме. Они будут смотреть и говорить: «Смотри, а мы вот здесь первый раз поцеловались, и мы сюда заезжали на свадьбе. Посмотри, как классно получилось». И потом, лет через десять, они пойдут на это место, и оно как то поменяется визуально. Но в памяти останется именно тот первый момент с поцелуем и моменты свадьбы, когда туда заехали. Я всегда говорю ребятам, что фотографии, они в Вашей памяти. Для меня они имеют ценность с точки зрения искусства. Если мне понравились какие-то кадры, то я естественно возьму их к себе в портфолио. Но основное, это та ваша память, которая останется с вами до конца вашей совместной жизни, будет всегда, на всем жизненном пути. И когда вы будете смотреть эти кадры, вы будете улыбаться, будете вспоминать эти моменты.

Мария, скажите, а какие моменты в свадебной фотосъемке для Вас самые тяжелые?

Первый момент, это я всегда переживаю за погоду, потому что погода может подвести. Можно, конечно, и в дождь снимать. Я всегда говорю: «Не переживайте, у меня есть веселый зонтик. Если что, то будем его использовать!» Это такой радужный зонтик. На самом деле у меня их два, один прозрачный, а второй как радуга. Ребята, когда их видят, у них сразу улыбка появляется.

Также, иногда бывает тяжело «раскочегарить» пару. Когда, к примеру, не было предварительной съемки, то ребята ещё стесняются. Мы же все люди. Чужой человек ходит с вами постоянно, вы видите его в первый или второй раз в своей жизни. Он заставляет вас что-то делать. Тут не каждый может раскрыться. Мы ведем себя всегда по-разному: дома мы одни, с друзьями мы другие, сами с собой - третьи. Мы постоянно меняемся. Человек не может быть одним и тем же в любых условиях, в любой компании. Бывает, что молодые не выспались или невеста переживает: "А как там дела в ресторане?". И из-за таких моментов настроение у ребят падает и не получается его поднять. Пытаешься как-то пошутить, что то сказать… На съемке это всегда очень отражается. И я всегда очень переживаю: «Как я им фотографии отдам, а на них будут грустные лица?».

Хотя, я помню, снимала свадьбу, и там была невеста, которой туфли очень сильно жали. Невеста все ходила-ходила, и видно, что ей неудобно, а балетки она дома забыла. А в туфлях уже всё... ходить невозможно. И она в один какой-то момент переключилась, сняла туфли и босиком ходила. Люди смотрели, а ей всё равно. Зато комфортно, весело и настроение подняли.

А что Вам больше нравится сама съемка, работа с людьми или же последующая обработка?

Конечно же - съемка, работа с людьми. Обработка это немножко рутина. Это, так сказать, остаток работы, который нужно доделать.

Мне всегда с людьми нравилось работать. Я вот сидела как-то, думала о периоде своей начальной работы, когда я ещё не была фотографом. У меня всегда получалось, что работала с людьми. Постоянно, на всем протяжении моего «рабочего» отрезка жизни, всегда с людьми работала.

Сейчас может немного не по теме, но всё же. Когда люди взрослеют, получают первый опыт, они зачастую идут работать в сферу обслуживания: официантами или что-то в этом роде. Я не вижу в этом ничего плохого. Просто многие считают, что это какая-то недостойная профессия. Но почему же? Я считаю, что это очень большой жизненный опыт. Это дает большой опыт для дальнейшей жизни, потому что люди все разные. Естественно, если ты работаешь с людьми, надо ко всем искать подход. Если некомфортно, то можно отказаться. Но когда выбора нет, то нужно как-то подстраиваться. Я вот даже ребенка своего воспитываю: «Это не говорит, что тебе нужно всегда молчать. Тебе говорят, а ты всегда молчишь, и в ответ ничего не говоришь. Нужно сказать грамотно. Иногда нужно объяснить. Потому что многие не понимает о чем речь идет, а когда ты раскладываешь по полочкам: вот это будет вот так, вот так и вот так. Посмотри. То люди соглашаются, они начинают это видеть". Есть такой очень интересный момент, когда говорят: «Я тебе объясняю, объясняю, а ты не понимаешь. Значит ты глупый». Я вот считаю, что это не так. Это не человек глупый, это ты плохо объяснил. Значит это причина в тебе. Объясни по-другому, на другом языке, более доходчиво. Визуально как-то покажи. Буквально недавно встречалась с ребятами по поводу книжки. Они мне говорят, что будут сами выбирать фотографии. Я им: «Хорошо, выбирайте сами». Я знала, что они выберут. Я ребятам отдала фотографии. Они выбрали. Я открыла то, что они выбрали, быстро просмотрела и закрыла. На следующий день звоню и говорю: «Давайте мы с Вами встретимся и просто ещё раз выберем фотографии». Они сразу: «А что такое? Почему? Там же все правильно?» То есть сразу такая реакция. Я говорю: «Нет, вы выбрали всё что нужно. Всё хорошо и замечательно. Но я покажу Вам свой вариант, и, может, какие-то моменты мы заменим. Просто, может, посоветую что-то». Они ответили: «Да, давайте. Хорошо!». Мы с ними встретились. Я взяла с собой ноутбук, скинула туда все фотографии, там получилось порядка 600 фотографий. Я им предложила сначала выбирать из общей папки по принципу «нравится – не нравится». Начинаем выбирать. И вот стоят там две общие фотографии: жених с невестой и родители, и вторая фотография, в принципе идентичная. Молодые смотрят и говорят: «Они же одинаковые»

-Они не одинаковые - отвечаю им я.

-А что здесь не так?

-Посмотри, вот на этой фотографии, между вами, спиной к вам стоит человек. Он встал случайно. Он просто стоит спиной и с кем-то разговаривает. Но затылок ровно между вами. А на другой фотографии этого нет.

-Да и в правду. Тогда давайте лучше вторую фотографию возьмем.

И потом, они уже: «Смотри, а вот здесь вот у папы выражение лица другое. Там он хмурый, а здесь улыбается». И так люди начинают видеть, все эти моменты. Потом опять идет серия фотографий, и они говорят, что хотят вот эту фотографию вставить в альбом. Я им отвечаю: "Чтобы вставить эту фотографию, нужно чтобы была история перед ней". Это было утро невесты. Невеста на фотографии была собрана, а процесса собирания не было. То есть одна фотка, и она получается немного не в тему. И я говорю: «И куда я могу её поставить в книгу? Она выбивается из всего. Либо нужно перед ней вставить, как тебя красят, как ты одеваешься, как тебе платье завязывают, только потом уже идет твоя фотография, где ты собралась, либо совсем не вставлять её». Они уже задумываются... В итоге, выбрали в начало добавить немножко фотографий. То есть когда объясняешь, то люди начинают видеть все эти моменты.

А расскажите о самой запоминающейся свадебной фотосъемке?

Каждая свадьба интересна по-своему. В каждой съемке есть, что-то свое интересное.

Я сколько лет живу в Калуге, а никогда не была в Малоярославце. Вроде и близко, но как-то причин не было ездить. А тут как-то ребята поехали, сказали, что хотят на площади в Малоярославце пофотографироваться. Я только за! Для фотографа новое место, всегда, как глоток свежего воздуха. Меня эта площадь поразила. Очень красиво было. Если будет возможность, то обязательно съездите и посмотрите.

Мария, если не секрет, а как у Вас в семье относятся к Вашей работе? Все-таки часто бывает, что выходные не можете провести дома с семьей.

У меня очень большой плюс, что муж по субботам тоже работает. Он старается подстроить свой график под мой. Если я в субботу работаю, то он тоже идет на работу и дома не сидит. Поэтому всё нормально. Ругаться, никто не ругается. С пониманием все относятся. Я иногда и в воскресенье могу работать.

Сейчас новогодние праздники и у меня есть постоянные клиенты. У них корпоративы проходят очень весело, интересно, зажигательно. Мне очень нравится путешествовать по их корпоративам из года в год. И мне они звонят и говорят:

-А 28 декабря свободно?

-Да – я им отвечаю

-А это же воскресенье... Вечер... А вы к нам придете?

-Ну конечно приду. Как я вас оставлю?

Фотография это основная работа?

Да, это основная работа. Можно сказать, единственная. Больше другой работы нет.

А помимо Калуги ещё где-то снимали?

Я снимала в Туле, в Обнинске. В Москве снимала пока только вторым фотографом.

А представьте себе такую ситуацию, что Вам предлагают, к примеру, провести фотосессию в Санкт-Петербурге. Вы готовы будете поехать?

Да, я готова. Я сама по себе, легко собираюсь. Так сказать, быстро еду. Меня не надо долго уговаривать. Как говорят «легка на подъем». Мне в этом плане с мужем повезло. Я ему говорю: «А давай туда поедем». «А давай!». Собрались и поехали.

Бывают люди, которые начинают причину искать: да я там устал, да мне некогда…  Я же считаю, что пока зовут надо ехать, а то звать потом перестанут!

А сколько у Вас примерно было свадебных фотосъемок?

Очень много… Первые я ещё запоминала, а сейчас, когда идет много, я запоминаю какие-то моменты. Мне иногда бывает очень неловко, когда идешь по улице, и со мной здороваются. А я смотрю: «И вроде лицо знакомое, и вроде видела, а кто это не могу вспомнить». И мне так стыдно бывает. И я потом иду домой и думаю, где же я их видела. И тут я вспоминаю!!!

Расскажите, а с кем бы из фотографов Вы хотели бы провести фотосъемку в паре?

Фотографов хороших очень много. Есть отличный фотограф Иван Трояновский. Также мне очень нравятся работы Александраса Бабичюса. В Калуге он был года три назад, с мастер-классом. Но я, к сожалению, не попала. Само по себе, в Калуге какие-то мастер-классы для фотографов организовать, очень сложно. Очень мало людей, которые хотят учиться, развиваться, получать что-то новое, какие-то знания. Это не только со свадебной фотографией связано. Здесь даже не цена вопроса. Цена мастер-класса не очень велика. На мой взгляд, человек может себе это позволить. Это недешево, но это и не баснословные деньги. В Москве, бывает, за мастер-классы приходится большие суммы выкладывать. Но Москва это другой немножко мир. Да и организовать это всё очень сложно. Есть лишь единицы людей, которые готовы проводить мастер-классы. У нас в Калуге есть фотограф, который давно эти занимается - Елена Коптева. Она очень давно занимается фотографией, такой позитивный, веселый, добрый человек.

Конечно, ещё хотелось бы сказать про Дениса Регги. Он снимал свадьбу Джона Кеннеди младшего, фотографировал свадьбу Арнольда Шварценеггера. Мне очень нравятся его фотографии, потому что они живые. Постановки у него практически нет. Он приходит на съемку свадьбы в костюме, как гость. У него есть свои помощники. Где-то в толпе они все смешиваются и ходят, снимают. И все фотографии получаются репортажными. Они живые, эмоциональные.

Мария, есть ли у Вас какая-то глобальная цель?

Глобальная конечно есть – хочу собрать коллекцию портретов из разных уголков нашей планеты))).

А какую свадьбу Вам самой бы хотелось отснять? К примеру, в каком-то стиле или в каком-то необычном помещении?

У меня был очень долгий период времени, когда хотелось найти какой-то свой стиль. Для фотографа это очень важно, когда есть свой стиль съемки: не копируя кого-то там и делая точно так же. Точно также все равно не сделаешь, потому что люди все разные, каждый видит по-своему.

Мне хочется сменить место съемки. В Калуге уже немного устаешь. Хорошо, что есть такой период, когда свадеб нет. Можешь отдохнуть, что-то где-то посмотреть, знаний новых набраться. Хочется постоянно в новом месте попробовать. Я сама по себе люблю путешествовать. Для меня это как новое веяние. А когда я на месте сижу, то мне тяжело. Надо вечно куда-то идти, что-то делать. Поэтому хочется снять именно в репортажном стиле. Но у нас не все принимают репортаж, нужна больше постановка. Хотя, конечно, понятно, что без постановки никуда.

Почему Вы стали заниматься именно фотографией, а не видеосъемкой?

Даже и не знаю, просто не пробовала заниматься видеосъемкой.

Мария, хотелось бы услышать от Вас несколько советов молодоженам? Чему стоит больше уделить внимание, чему меньше? На чем стоит сэкономить, а нам чем наоборот?

Здесь можно сказать так: у каждого человека есть свои приоритеты. То есть, каждая девушка (мы будем говорить именно про девушек, потому что парни, как правило, хоть и принимают участие, но больше, наверное, финансовое, а организация больше ложится на плечи девушек), каждая невеста, в своем детстве видела, как будет у неё проходить свадьба. Она видела, какое у неё будет платье. Она уже все представила, чтобы потом, в будущем, осуществить свою мечту. Поэтому очень хорошо, когда жених тоже принимает участие. Меня вообще всегда удивляет, когда звонит жених и спрашивает: «А расскажите мне то-то, то-то...», и просит встретиться, чтобы взглянуть на мои предыдущие работы. Я для себя сразу отмечаю: «Ага, значит жених принимает участие. Ему интересно. Свадьба будет хорошая!» То есть когда жених, тоже принимает участие, это очень большой плюс. Очень положительно влияет, с точки зрения съемки.

Конечно, у всех свои приоритеты. Некоторые считают, что можно сэкономить на фотографии, на столе, но платье при этом должно быть за полмиллиона. То есть считают, что лучше угрохать все деньги на платье, но при этом не понимают, что это платье наденется всего один раз. Да и без хорошего фотографа, никто не снимет невесту в платье, чтоб получилось красиво. Не будет видна вся красота платья. Если придется сэкономить на еде, на ресторане, то гости когда придут и сядут за стол, посмотрят и будет очень неловко, когда будет очень пусто.  И в итоге получится, что сидит такая королева в своем красивом платье и всё… Только платье…

Были такие случаи, когда не экономили на кортеже, на автомобилях. Заказывали супер шикарные лимузины. Людям было важно покататься на этом лимузине, всё остальное было не важно. Ну покатались они… Лимузин уехал, а свадьба осталась… То есть они сэкономили на всём, только чтобы покататься.

На мой взгляд, всё должно быть в меру. Всё зависит от того, что вы хотите получить. Мое мнение, не стоит экономить на еде. Потому что еда, это своего рода ритуал. У нас это, наверное, идет ещё с древности, что большой и богатый стол - это показатель доброты, гостеприимства, щедрости по отношению к гостям. Тем самым, ты показываешь, что ты рад, что к тебе пришли.

Не стоит экономить на фотографах. Всё-таки стоит найти фотографа, который вам понравится, по душе будет. Пусть он будет чуть дороже, но результат работы вы обязательно потом увидите. Иначе, когда будете забирать фотографии, то может оказаться уже поздно что-то менять. Нельзя будет повторить свадебный день. Хотя бывает, что потом берут другого фотографа, одевают опять платье и прогулки переснимают.

Опять же, я советую молодым сесть, просто взять лист бумаги и написать свои приоритеты. Расписать сумму, которую можно потратить на тот или иной вид услуг. И потом уже из этой суммы искать лучшее.

Скажите, а у Вас были фотосъемки в каком-то тематическом стиле?

Как первым фотографом, наверное, не было. Как второй фотограф, мы снимали свадьбу в русском стиле. Была эта свадьба зимой, я тогда очень сильно замерзла, но фотографии тогда получились отличные. Там были лошади, сани, самовар, баранки. А первым фотографом снимала Елена Коптева.

Какой Вы камерой пользуетесь и почему?

Сейчас Canon 5D Mark 3. Моя первая камера, была самая простая. Это был Canon D600. Обычная зеркалка, в принципе хорошая. И поэтому, с тех пор, как-то Canon прижился и так и остался со мной. Когда привыкаешь к одному меню, к новому подстраиваться уже заморочено.

Canon 5D Mark 3 - это профессиональная камера, ей пользуются большинство фотографов.

Мария, а сколько времени Вы уделяете обработке фотографий с одной свадьбы?

Обработка - это такой, отдельный процесс. Съемка обычно проходит на эмоциях, весело. Какие-то действия, какие-то движения. Всё в беготне. У меня есть такой любимый момент, когда после рабочего дня, прихожу домой, разуваюсь, ложусь на кровать и говорю: «Слава богу, я дома!» Всё, для меня рабочий день закончился именно в этот момент. Ни когда я домой еду, а именно в этот момент. Потом где-то неделю я не трогаю фотографии. Потому что, когда на эмоциях, то начинаешь искать изъяны: «Ой, здесь надо было вот так сделать. А вот здесь я накосячила». Поэтому надо остыть, успокоиться, и потом спокойно садиться, открывать и смотреть. Брак удаляешь сразу, а остальное оставляешь. Многие просят оставить неудачные кадры, а я считаю, что их надо удалять. Потому что, это своего рода репутация фотографа. Многие говорят: «Нет, нам оставьте все как есть». А я не могу этого сделать. Я оставлю большинство, но то, что совсем плохо, я удаляю. Это все-таки лицо фотографа.

Обычно, конечно обработка занимает 1-2 месяца, если ещё с книгой, то 4 месяца. С книгой всегда дольше, потому что её заказываешь, пока она придет, пока заберёшь. Это всё занимает больше времени. А так, если загруженности нет большой, то получается обработать в течение месяца. Бывает такое, что целую свадьбу за один вечер получается обработать. Это если прям вдохновение нашло. И за вечер прям все 800-1000 фотографий, трыньк … и обработала! А потом сидишь и думаешь, как так? Почему я две недели ходила и не могла это сделать, а тут всё за вечер сделала. И причем, самое интересное, что когда попадаешь на эту волну, тебя кто-то начинает дергать: «Поехали нам туда надо, сюда», либо начинают звонить))

Мария, спасибо Вам за столь интересный рассказ. И напоследок, Ваши пожелания молодым!

Пожелание такое, чтобы ребята более тщательно подходили к вопросу подготовки свадьбы, чтоб старались нарисовать всю картинку мысленно, выделить свои свадебные приоритеты - что для них важнее, чтобы взаимодействовали с фотографом и видеооператором, то есть принимали активное участие в съёмках. Я всегда говорю ребятам: «Помогайте, ведь это вам тоже нужно! Без вашей помощи не будет такого результата, который вы хотите получить».

А тем, кто поженился, я бы хотела пожелать, чтобы меня пригласили хотя бы один раз, на золотую свадьбу!!!

Ссылка на Марию Минакову

23 мая 2018